>> Маколей Калкин пытался покончить с собой

>> Саксофонисты проведут в Запорожье музыкальную битву

Умер Дэйв Брубек

Самым ярким периодом в биографии музыканта были 17 лет с 1951 по 1968 год, в которые коллектив под названием The Dave Brubeck Quartet стал одним из самых влиятельных ансамблей в джазовом мире. Это была эпоха расширения палитры, дополнения звука диксиленда и биг-бенда более современными формами. Именно в этот период были выпущены легендарные альбомы «Gone with the Wind», «Time Out», «Time Further Out» и «At Carnegie Hall». В 1954 году фото Дэйва Брубека появилось на обложке журнала Time — пианист стал вторым джазменом после Луи Армстронга, удостоившимся такой чести.

Произведением—визитнοй κарточкοй Дэйва Брубеκа стала пьеса «Take Five», опубликованная на альбοме «Time Out» (1959). Пьеса и альбοм ознаменовали беспрецедентную степень сближения поп-музыκи и джаза. Стиль, названный cool-jazz, или джаз Вοсточногο побережья, вышел за рамκи джазовοй ниши и стал дοступен самым широκим массам. Альбοм добрался до второгο места в поп-чартах Billboard и был продан платиновым тиражом.

При этом Дэйв Брубек не был автором «Take Five». В ее выходных данных официально значится в качестве автора саксофонист Пол Дезмонд, который сочинил эту мелодию, взяв за основу необычный ритмический размер 5/4, сыгранный барабанщиком Джо Морелло. Джазовые критики отмечают, что этот размер можно обнаружить в таких популярных пьесах, как тема из фильма «Миссия невыполнима» и «Living in the Past» группы Jethro Tull. Квартет Дэйва Брубека и дальше продолжал эксперименты с ритмом — любая энциклопедия выдаст примеры в виде пьес «Pick Up Sticks» (6/4), «Unsquare Dance» (7/4), «World`s Fair» (3/4) и «Blue Rondo a la Turk» (9/8).

Дэйв Брубек создал невероятное количество музыки — более 100 альбомов. Помимо записей с The Dave Brubeck Quartet это были работы с оркестрами, хорами и даже два балета.

Отдельным образом стоит упомянуть об отношениях Дэйва Брубека с Россией. Если судить по заметкам в Facebook, последовавшим за новостью о смерти музыканта, она вызвала сильнейший прилив ностальгических эмоций. Брубек был одним из представителей «настоящего американского джаза», которых хорошо знали и много слушали в СССР. В домах были его записи, в 1980-е он приезжал на гастроли, и это была возможность вкусить еще запретный сладкий плод. В 1987 году Дэйв Брубек посетил Москву, Ленинград и Таллин. На волне перестройки визит в общем-то далекого от политики квартета Дэйва Брубека воспринимался как еще одно окошко в железном занавесе. Записи с гастролей выпустили как «Мелодия», так и фирма Concord, на которой Дэйв Брубек издавался всю жизнь. И эти треки вкупе с классикой Брубека сегодня с грустью в сердце вспоминают повзрослевшие дети, для которых это было первое знакомство с джазом, а для многих — с «их» жизнью вообще.

Борис Барабанов